Биология Пасечник Учебник §18

6-й класс Биология Пасечник Учебник §18 «Минеральное питание растений. Удобрения». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Учебник по биологии 6 класс § 18.

<< § 17   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 19 >>

§ 18. МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
РАСТЕНИЙ. УДОБРЕНИЯ

ВСПОМНИТЕ:
1. Каково значение почвы в жизни растений?
2. Какие виды удобрений вы знаете?
3. Какие функции выполняет корень?

Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек. Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание.

Минеральное питание растений.

Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Большинство высших растений осуществляют почвенное минеральное питание с помощью корней. Корни поглощают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.

Вещества, необходимые для минерального питания растений.

Из почвы через корни в растения поступают вода и растворённые в ней минеральные соли, т. е. происходит минеральное питание. Больше всего растению нужны азот, калий и фосфор. Остальные вещества требуются в небольших количествах. Но если растение не получает хотя бы одно из нужных веществ, то процессы его жизнедеятельности резко нарушаются. Избыток других веществ не заменяет недостающих. Это происходит потому, что каждое питательное вещество выполняет в растении свои функции. Например, выяснено, что вещества, содержащие азот, способствуют росту растений, содержащие фосфор — скорейшему созреванию плодов, а содержащие калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням.

Поглощение питательных веществ растениями.

Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Число корневых волосков очень велико, что значительно увеличивает всасывающую поверхность корня (рис. 74).
Рис. 74. Поперечный срез корня в зоне всасывания

Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы. Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворёнными минеральными веществами.

Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.

Корневое давление можно наблюдать на опыте (рис. 75). У комнатного растения срезают стебель па высоте 10 см и на пенёк надевают короткую резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если почву в горшке полить тёплой водой, то вода начинает подниматься по трубке и вытекать из неё. После полива почвы очень холодной водой вода из трубки не вытекает. Таким образом, поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.
Рис. 75. Опыт, показывающий наличие корневого давления

Управление минеральным питанием растений.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Вы уже знаете, что почва — это верхний слой земли, обладающий особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур. Основателем науки о почве — почвоведения является великий русский учёный Василий Васильевич Докучаев.

В природе опавшая листва, погибшие растения и животные перегнивают и обогащают почву минеральными веществами. Сельскохозяйственные растения активно поглощают минеральные вещества из почвы, но так как человек собирает урожай, то минеральные вещества в почву не возвращаются. В результате почва постепенно истощается.

Удобрения.

Растения хорошо растут и развиваются, если почва содержит в достаточном количестве все необходимые минеральные вещества. В процессе почвенного питания растения поглощают из почвы воду с растворёнными минеральными веществами. Люди, занимающиеся растениеводством (полеводы, овощеводы, садоводы и др.), должны вовремя заметить, в каких веществах нуждается растение, и обеспечить его ими. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Различные минеральные удобрения вырабатывают на химических заводах. Азотные и калийные удобрения хорошо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву весной перед посевом семян. Фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву осенью, чтобы они постепенно растворились и к весне стали доступны растениям.

Органические удобрения — это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных (перегной, торф, навоз, птичий помёт).
Биология Пасечник Учебник §18

В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями. Особенно ценным органическим удобрением является навоз, он содержит все необходимые растениям вещества. Обычно навоз вносят в почву осенью, и он постепенно разлагается до минеральных веществ, пригодных для усвоения растениями. Навоз перегнивает медленно, поэтому растения обеспечиваются питанием на несколько лет.

Для выявления потребности культурных растений в удобрениях применяют различные методы. С их помощью определяют, какие вещества и в каких количествах необходимы растению. Так, по окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает (рис. 76). Например, при недостатке азота растение становится бледно-зелёным, при нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листа, а признаком недостатка калия служит появление на листьях бурых пятен.
Рис. 76. Внешние признаки нарушения минерального питания растений

Следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, своевременно и строго по нормам вносить удобрения. При этом надо учитывать, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведёт к их вымыванию дождями или поливами в пруды, реки, озёра, отчего в водоёмах гибнут рыбы и другие организмы. Внесение удобрений с учётом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу.

Существует два способа внесения удобрений в почву: внутрипочвенное внесение или поверхностное (разбрасывание). При подкармливании сельскохозяйственных культур применяется специальная техника, иногда используются даже самолёты сельскохозяйственной авиации. Перед началом внесения удобрений необходимо избавиться от сорняков и взрыхлить почву.


ЗАПОМНИТЕ
Минеральное питание • Корневое давление • Почва • Плодородие • Органические и минеральные удобрения.


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.97)

  1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?
  2. Как растения поглощают питательные вещества?
  3. Что такое корневое давление?
  4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?
  5. Какие виды удобрений вы знаете?
  6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?
  7. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить загрязнения ими близлежащих водоёмов?

ПОДУМАЙТЕ
Правильно поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

ШАГИ К УСПЕХУ

Зрительная информация, которую дают иллюстрации, содержит не меньше новых сведений, чем текст. Для того чтобы эту информацию использовать, нужно научиться правильно смотреть и видеть. При работе с иллюстрацией (фотографией) соблюдайте предложенную последовательность.

  1. Внимательно рассмотрите изображение.
  2. Опишите предложенное изображение как можно подробнее.
  3. Воспользуйтесь дополнительной информацией (Интернет, книги, словари), чтобы найти материал о рассматриваемом объекте (явлении и др.).
  4. Выразите собственное отношение к рассматриваемому изображению.
  5. Сформулируйте вопросы к изображению.

Моя лаборатория

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

Василий Васильевич Докучаев (1846–1903) — известный русский учёный, основатель науки о почве, один из создателей научной агрономии. Он изучил процессы почвообразования и объяснил, почему в различных природных условиях возникают неодинаковые почвы, установил, что типы почв располагаются зонами, поясами, соответствующими зонам определённого климата и растительности.

Докучаев первым указал, что почва — это самостоятельное природное тело, неотъемлемой частью которого являются живые организмы: корневые системы растений, почвообитающие животные, микроорганизмы. Именно живые организмы играют огромную роль в формировании почвы и изменении её физико-химических характеристик. Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества. Однако после смерти растительных и других организмов изъятые элементы возвращаются в почву, так как почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. В результате в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в природе.

Таким образом, Докучаев доказал, что почва — результат длительного взаимодействия климата и материнских горных пород, с одной стороны, и взаимодействия живых организмов — с другой.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю.

Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходит рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Наука и технологии постоянно развиваются. Одним из новых направлений в сельском хозяйстве стало стремление к более эффективному использованию азотных удобрений. Применение традиционных удобрений на основе азота приводит к избытку азотных соединений, что отрицательно влияет на качество почвы и воды. Решить эту проблему, по мнению учёных, поможет использование «умных» удобрений с контролируемой скоростью высвобождения азота. Медленное высвобождение азота препятствует его вымыванию из почвы и обеспечивает поддержание стабильной концентрации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  • Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.
  • Завод «Биопольза» производит различные удобрения. Изучите график производства удобрений завода за 2010—2016 гг. Ответьте на вопросы.
  1. Каких удобрений больше всего производят? А каких меньше всего?
  2. В каком году было максимальное производство калийных удобрений?
  3. В каком году было минимальное производство азотных удобрений?
  4. В каком году произошёл спад производства калийных удобрений?
  5. Преобразуйте графическую информацию в текст, напишите вывод на основе анализа графика.
    График Азотные удобрения Калийные удобрения Фосфорные удобрения

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §18 «Минеральное питание растений. Удобрения» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 17   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 19 >>

 

Похожие записи

Один комментарий в теме “Биология Пасечник Учебник §18

  1. Аноним

    Очень но надо много читать

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.